Во спасение. Что люди действительно должны понимать про работу подразделений МЧС

Новости Челябинской области Происшествия

Что люди действительно должны понимать про работу подразделений МЧС

Сотрудник Первого областного медиахолдинга Михаил Юрин много лет отработал в МЧС. И у него своем мнение о том, как следует относиться и чего на самом деле стоит ждать от пожарных и спасателей.

Этот текст не про философию, а про безопасность. Но начну с истории. Точнее, с взаимодействия человека и стихии. Любую из стихий боялись и боятся по вполне понятным причинам: непредсказуемость, жертвы, большой ущерб и так далее. И такое положение дел не менялось многие столетия.

Не возьмусь судить, когда случился перелом, но к 2000-м российское общество вдруг подошло уже с новым взглядом на вещи, где стихия «управляема», а между человеком и стихией вдруг появился новый «компонент» — спасатели.

Был ли тому причиной масштабный пиар МЧС в те годы, не знаю. Но на пожарных и спасателей стали смотреть как на всемогущих и готовых умереть в любую минуту. Причем умереть, не думая.

И это, пожалуй, самое большое заблуждение, увы, подкрепленное наивностью людей и массированным пиаром.

Истина № 1 Пожарные и спасатели не всемогущи! Смиритесь с этим! И разве тут нужно что-то объяснять?

Истина № 2 Подразделения МЧС не появляются на месте ЧП с помощью телепортов, вертолетов, самолетов, квадрокоптеров и внедорожников самой крутой марки. На самом деле они тоже стоят в пробках, попадают в ДТП и застревают на наших дорогах, похожих на болота.

Более того, чтобы на месте ЧП появилось много сотрудников и техники, требуется много времени. Хотя бы из-за банальной географической удаленности мест базирования подразделений от возможных мест ЧП.

Маленькое отступление про деньги.

«Так пусть будет больше пожарных и спасательных подразделений на месте изначально!», — скажет обыватель. Допустим. Но сколько этот обыватель готов отдать своих средств на содержание таких подразделений, хотя бы в виде налогов? А если крупных ЧП не будет происходить — получится, что сил и средств много, но применить их некуда, а затраты значительные. Как соблюсти баланс затрат и количества применения сил?

Но вернемся к главному.

У пожарных и спасателей всегда есть определенный план действий. Упрощая, несколько выдержек из него.

Истина № 3 Смиритесь: никто из обученных пожарных не пойдет в горящий дом спасать ваши золотые слитки. Если внутри нет людей — будут тушить снаружи. Смиритесь: пожарный будет подвергать себя риску только чтобы спасти человека или уменьшить вероятность последующей гибели группы людей.

«Так именно этого и требует общество!», — скажет обыватель, готовый отдать пожарному или спасателю только свои деньги в виде налогов. Но как-то неравноценно получается: деньги в обмен на жизнь.

«Они на это учатся!», — продолжит обыватель. Но…

Истина № 4 Спасатели и пожарные готовятся спасать, а не умирать! Причем они учатся спасать строго в соответствии с определенным алгоритмом действий, планом. План воплощен в устных и письменных приказах. И, увы, эти планы, алгоритмы давно и обильно прописаны кровью.

И получается: прибывает на пожар первое отделение, начальником становится командир отделения и сам решает, что делать. Его задача — оценить риски, подвергнуть (или нет, в зависимости от ситуации) себя и свое подразделение опасности, спасти / не спасти (заметьте, тут тоже есть вероятность и разные варианты). Но задачи погибнуть ни перед кем не стоит!

Для отдельных граждан такое положение дел (когда не стоит задача умереть) — проблема.

И на этом мышление обывателя останавливается (он уже пострадал), но работа спасательных подразделений — нет! Они, опять же, по четкому плану, обязаны снизить риски и ущерб. Как? Зависит от ситуации.

Общий итог: спасатель или пожарный должен в экстренной ситуации сделать все для члена общества, который, будем откровенны, чаще всего нарушил (правила безопасности), недоглядел (например, за своей электропроводкой), пренебрег (вероятными рисками), забыл (что безопасность — это и его зона ответственности тоже).

Так и появляется «божественный статус» жертвы: спрашивать за безответственность с жертвы нельзя (потому что она жертва и потеряла что-то, пострадала), а вот со спасателя — как бы можно и нужно (примеров тому — масса).
Только тогда можно сделать следующий мысленный эксперимент: построить всех сотрудников, которые «не помогли», «не спасли», а жертве дать заряженное оружие — пусть воплотит свой «божественный статус», выберет и покарает тех, кто не спас его имущество. Неужели такого итога требуют «жертвы»?

Истина № 5 Спасатели — часть общества. Не изгои, но и не сверхчеловеки (как их рисуют иногда в воображении людей). И относиться к ним нужно, как и ко всем остальным.

Да, у них особая зона ответственности. Но они за это дорого платят своим здоровьем, иногда — жизнью. Они не имеют права устраивать забастовки (таков закон), у них даже нет своего профсоюза, который бы реально (а не на бумаге) отстаивал бы их права.

Истина № 6 Несмотря на сказанное, они будут приезжать, спасать, тушить, выслушивать, терпеть. Но останется ли у них уважение к тем, кому на помощь они приходят?..

Источник: https://www.1obl.ru